Суд в ЕС вынес решение в пользу польской нефтегазовой компании PGNiG, отменив решение Еврокомиссии, согласно которому «Газпрому» предоставлялось право использовать большую часть мощностей газопровода OPAL — сухопутного продолжения «Северного потока».
Если это решение каким-то образом ограничивает доступ «Газпрома» к газопроводу OPAL, то скорее всего, речь идет об ограничении именно в области использования тех 20% мощностей, разрешение на которые дополнительно получал «Газпром». Ранее по нормам Третьего энергопакета происходило ограничение на 50%, после известных разбирательств ограничение было уменьшено. Так что речь, скорее всего, идет именно о том, чтобы вернуться к области этого ограничения. Так как мощности газопровода OPAL составляют 36 млрд кубометров газа в год, то 20% — это примерно 7,5 млрд кубометров. Значит, в годовом выражении условно «Северный поток — 1» может использоваться на 48 млрд кубометров.
По моему скромному представлению, после этого решения ничего не закончилось: «Газпром» пойдет в суд и, скорее всего, его выиграет по той простой причине, что мы уже видели подобные события ранее. Мне вообще странно слышать эту новость, потому что в 2017 году было вынесено соответствующее решение со стороны европейских регуляторных органов в отношении использования газопровода OPAL, после чего Польша подала в суд, на полгода фактически решение европейских регуляторов было приостановлено. Польша суд проиграла и «Газпром» стал по максимуму использовать мощности газопровода OPAL.
Этому предшествовала весьма значительная работа со стороны как европейских чиновников, так и представителей самого «Газпрома», которые совместными усилиями изучали возможности использования газопровода OPAL иными поставщиками и фактически доказали невозможность применения норм Третьего энергопакета в отношении этого газопровода. Впоследствии были изменены нормы, которые позволили «Газпрому» использовать мощности этого газопровода на 80-90%, оставляя небольшую долю для каких-то других поставщиков, но в ряде обстоятельств «Газпром» мог отправлять соответствующие заявки и использовать газопровод на полную мощность.
Картина вырисовывается забавная, ведь использование мощностей этого газопровода лежит не только в области какого-то волюнтаристского решения со стороны Еврокомиссии, но и в области ранее принятых судебными органами решений, по поводу которых Польша ранее уже признавала свое поражение.
На мой взгляд, в данном случае разбираться с Польшей и ее поползновениями должна не Россия, не «Газпром», а Германия, Нидерланды, Франция. То есть настоящие серьезные страны Европы, которые оказываются в заложниках у неадекватного соседа, которого они ранее приняли в ЕС и сейчас его еще и содержат. Польша — это катастрофическая дефицитная с точки зрения бюджета страна: порядка $10-15 млрд она получает напрямую от Европейского союза. Фактически с точки зрения экономики, политики и любой вменяемой области, в которой можно было бы себя как-то проявить, Польша не сумела этого сделать. Зато в качестве такого европейского скандалиста, который бегает и портит окружающим жизнь, Польша демонстрирует талант. В этом плане они, конечно, молодцы, хотя вряд ли их кто-то за это может похвалить.
С точки зрения энергобезопасности подобное решение, мягко скажем, идет не на пользу Евросоюзу, особенно в текущих условиях, которые осложняются тем, что «Газпром» и Киев не подписали контракт на транзит газа. Возможно, текущее решение подстегнет действующий состав Еврокомисии к тому, чтобы более активно надавить на нынешнее украинское руководство. Точнее — на хозяйствующий субъект на территории Украины, которым, скорее всего, будет компания «Магистральные газопроводы Украины», чтобы она уже наконец подписала этот контракт.
|