Увеличение числа стран, вовлеченных в "арктический диалог", вряд ли упростит достижение консенсуса по стратегическим вопросам, но в итоге все же может привести к снижению общего градуса напряженности. Об этом в интервью "Росбалту" рассказал эксперт АНО "Центр стратегических оценок и прогнозов" Дмитрий Медведев. - В последние годы Арктика привлекает к себе все больше внимания. Как на сотрудничестве в этом регионе сказалось ухудшение отношений России с Западом и осложнение геополитической обстановки в других регионах мира. - В Арктике действительно соприкасаются стратегические интересы многих мировых держав: России, США, Канады, Китая и ряда других. И, к сожалению, баланс интересов, достигнутый в ходе продолжительной дипломатической работы в течение последних 20 лет, оказался крайне чувствителен к внешним изменениям. Последствия разногласий между Россией и Западом по поводу ситуации в Сирии и Украине неизбежно сказались на развитии нашего сотрудничества. Например, были приостановлены многие международные программы и проекты, снизилась интенсивность сотрудничества в рамках Арктического совета и его рабочих групп, ряд иностранных компаний вышли из нефтегазовых проектов, разрабатываемых на территории российской Арктики. - Но, тем не менее, несмотря на очевидные сложности, и российские, и зарубежные эксперты говорят о том, что санкции и напряженные отношения России и Запада не должны быть препятствием для сотрудничества в Арктике, и необходимо искать решения, при которых эти обстоятельства не будут помехами. А вот как это возможно на практике. - Понимаете, ввиду сложности, капиталоемкости, глобальности арктических мегапроектов сотрудничество в Арктике все равно необходимо. И в некоторых сферах даже в "кризисные" 2014-2015 годы, несмотря на всю геополитическую напряженность, сотрудничество продолжилось. В первую очередь, это касается обеспечения безопасности судоходства в Северном Ледовитом океане. Кроме того, был создан и начал работу Арктический форум береговой охраны для укрепления оперативного сотрудничества и координации действий на море. Также был учрежден Арктический экономический совет - это новая неправительственная организация для обеспечения конструктивного и доверительного диалога внутри арктического бизнес-сообщества. И несмотря ни на что, сейчас наметилась тенденция к возвращению арктического процесса в некое конструктивное русло. Ведь в итоге развитие равноправного сотрудничества в Арктике выгодно всем его участникам. - В последние годы наметилась еще одна интересная тенденция. К Арктике все больше проявляют внимания государства, которые географически к ней не относятся, в том числе Китай, Индия, Южная Корея и такие южные страны ЕС как Италия и Испания. Как увеличение числа игроков влияет на расклад сил в Арктике. - Неарктические государства действительно все более отчетливо интересуются Арктикой, а именно ее природными и транспортными ресурсами. Важным шагом в этом направлении стало значительное расширение состава постоянных членов Арктического совета в 2013 году. Я хочу подчеркнуть, что при этом неарктические страны не получили в нем права голоса. Но за ними были закреплены права постоянных участников дискуссии о будущем региона. Увеличение числа стран, вовлеченных в "арктический диалог", конечно, вряд ли упростит достижение консенсуса по стратегическим вопросам. Но с другой стороны, учитывая отказ некоторых азиатских стран от поддержки антироссийской риторики, их вовлечение в обсуждение арктических проектов может снизить общий градус напряженности и алармистские настроения на арктических международных площадках. Кроме того, многие нерегиональные страны намерены инвестировать в арктическую инфраструктуру, стимулировать развитие транспортных возможностей территорий Крайнего Севера, что соответствует нашим долгосрочным интересам. - Развитие Крайнего Севера несколько лет назад ведь было объявлено одним из приоритетов российской внешней и внутренней политики. Насколько экономические проблемы, которые переживает сейчас Россия, а также снижение цен на энергоносители, повлияли на перспективы реализации этих проектов. - Все это не могло не повлиять на них. Некоторые были перенесены, но все же неправильно будет говорить, что от них окончательно отказались. Я уверен, что в итоге все российские стратегические проекты в Арктике все же будут реализованы. Они ведь имеют не только экономическую направленность, но и решают комплексные вопросы безопасности, социальные и иные проблемы. Посудите сами: несмотря на экономические сложности, продолжает развиваться наземная и морская инфраструктура Северного морского пути, объем грузопотока по которому в 2015-2016 годы немного, но увеличился. Кстати, совсем недавно в рамках конференции ТРАНСТЕК-2016 прошел круглый стол на тему "Ключевые аспекты международного сотрудничества в Арктике: опыт 20 лет работы Арктического совета", на котором наши иностранные коллеги также подчеркивали положительные перспективы этого транспортного маршрута. - А кого, кстати, можно назвать нашим главным партнером по Арктике. - Тут надо отдельно подчеркнуть, что все арктические государства либо входят в НАТО, либо участвуют в совместных учениях и военных программах, включающих страны-члены НАТО. Например, Дания, Швеция, Финляндия и Норвегия входят в Североевропейский оборонный союз, созданный, в том числе, при поддержке НАТО. Так что в отношении Арктики, учитывая, как часто Россия имеет дело с консолидированной позицией остальных арктических стран, пожалуй, наиболее актуальна известная цитата Александра III о двух верных друзьях России - армии и флоте. Иными словами, в Арктике мы должны рассчитывать на самих себя. Однако это не означает изоляцию. Мы, без сомнения, должны выстраивать добрососедские и взаимовыгодные отношения, но на принципах уважения наших законных национальных интересов. Беседовала Татьяна Хрулев. Беседа состоялась на IV ежегодном заседании Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике. Материал подготовлен в рамках совместного проекта с Фондом поддержки публичной дипломатии им. Горчакова.
|